Блог

Почему ты не найдёшь работу за рубежом. 7 причин

Согласно ежегодному опросу студентов Education Index, более 80% ребят из России, Казахстана и Украины, поступает в магистратуру за рубежом, чтобы по ее завершении получить опыт работы за границей или строить там долгосрочную карьеру. 

Однако большинство русскоязычных выпускников иностранных вузов вынуждено вернуться на родину сразу по завершении магистратуры за рубежом, НЕ сумев найти работу там.

Зарубежная магистратура может стать удобной платформой для запуска международной карьеры студентом-иностранцем, но, к сожалению, лишь небольшому число русскоязычных ребят удается использовать эту возможность. 

Уровень зарплат в русскоязычных странах до сих пор в разы ниже зарплат в более развитых экономиках. Поэтому найм на работу на родине сразу по совершении большой инвестиции в образование и жизнь в “дорогой” стране, чаще всего снижает возврат на эти инвестиции в несколько раз. 

Зарплата выпускника магистратуры MSc Economics в одном из банков Лондона составляет около 3’000’000 рублей в год, что вполне оправдывает вложение 4’000’000 рублей в эту магистратуру (на учебу и проживание). Московские же банки предложат выпускнику MSc Economics одного из вузов Лондона зарплату около 1’200’000 рублей в год, что катастрофически снижает возврат на вложенные в это образование средства.

В чем проблема? Почему русскоязычные студенты зарубежных вузов не могут найти хорошую работу за границей?

Я вижу 7 основных причин этих карьерных и финансовых неудач.



1. Отсутствие действий в надежде, что университет гарантирует работу


Многие студенты полагают, что университеты, в которые они поступают, гарантируют им получение знаний и навыков, востребованные в развитых экономиках в общем, и на рынке труда той страны, куда студент едет учиться, в частности. Поэтому студенты не проверяют действительный спрос на те компетенции, в развитие которых они инвестируют, поступая в зарубежный вуз. 

Кроме того, студенты надеятся, что Центр карьеры университета или бизнес-школы, куда они идут учиться, предоставит им доступ к большому числу вакансий, из которых они смогут выбрать подходящие, и успешно пройти на одну из них. 

В действительности, университеты НЕ несут ни финансовой, ни моральной  ответственности за востребованность своих выпускников-иностранцев и не дают НИКАКИХ гарантий, что твой диплом, специальность, навыки и знания будут в спросе, а твоя инвестиция в оплату их программы обучения, окупит себя. 

Большая часть рейтингов университетов стран мира, в повышение своих позиций в которых вкладываются многие вузы, НЕ учитывает, или почти не учитывает, показатели трудоустройства и уровня заработных плат выпускников этих вузов. 

И даже если ты опираешься в своем выборе вуза на один из рейтингов, который дает значимый вес показателям востребованности выпускников (FT и Forbes), ты обретешь лишь шанс, а НЕ гарантию своего успешного трудоустройства за границей.

Успех или неуспех твоей карьеры за рубежом зависит только от тебя. 

На практике это означает, что перед выбором программы магистратуры за границей, тебе нужно изучить требования потенциальных работодателей и сформировать понимание, какие знания и навыки из тех, что предлагает тебе курс, увеличат твою ценность на рынке, а какие нет. 

Кроме того, не стоит рассчитывать, что работа сама тебя найдет, если ты будешь двигаться в общем русле программы и мероприятий вуза и его Центра карьеры. НЕ найдет! 

Тебе нужен четкий план шагов по запуску твой карьеры в той стране и отрасли, где ты хочешь работать, поддержанный активными действиями, которые должны начинаться еще ДО твоего переезда в новую страну для учебы.



2. Недостаток «местных» знаний и опыта


Для того, чтобы успешно конкурировать с “местными”, знаний, опыта и даже таланта студенту-иностранцу НЕ достаточно. Нашим ребятам не хватает навыков межкультурной коммуникации, делового письменного и разговорного языка, знаний местной специфики поиска работы, а также практики трудоустройства или ведения бизнеса в новой стране.

Если бОльшая часть твоей деловой коммуникации была адресована учителю иностранного языка, скорее всего, твой письменный и разговорный английский будет принижать твой истинный профессиональный уровень. 

Если ты никогда не участвовал в рабочих дискуссиях на иностранном языке, вероятнее всего, ты сразу не сможешь быстро и системно излагать свои аргументы во время интервью, конкурируя с носителями языка.

Если рекрутинговые порталы, которыми ты с успехом пользовался ограничиваются русскоязычными профессиональными сообществами на Facebook и headhunter dot ru, ты, вряд ли, сможешь, прочитать между строк, что именно предлагают вакансии на карьерных сайтах страны, где ты хочешь работать, и задать нужный тон твоей коммуникации с потенциальными работодателями.

Если у тебя нет опыта работы в международной команде, ты, скорее всего, еще не научился высказывать мысли так, чтобы манера твоей коммуникации не казалась слишком прямолинейной одним, и недостаточно структурированной другим. 

Эти навыки обретаются достаточно быстро, но всё же заняться их развитием нужно ДО поиска работы за границей.



3. Отсутствие профессиональных связей


Русскоязычные студенты часто недооценивают важность профессиональных связей для карьерного успеха. Речь здесь идет не о практике трудоустройства “по знакомству”, при которой нет места реальной конкуренции, а о расширении круга связей, которые положительно влияют на развитие человека, как профессиональное, так и личностное. 

Сильная сеть профессиональных связей даст тебе доступ к наиболее свежей информации о трендах, вакансиях и новых привлекательных проектах в интересующих тебя отраслях и странах, обеспечит четкое понимание, какие знания и навыки тебе нужно развить и как это сделать оптимальным способом, даст мощную мотивацию и, познакомит с твоими потенциальными менторами, коучами, работодателями, партнерами или инвесторами.

И не случайно лучшие бизнес-школы стран мира проводят для своих студентов  тренинги, помогающие научиться развивать и использовать профессиональные контакты и, со временем, в том числе, помогать другим, становясь важным звеном в сети профессионалов отрасли, страны и мира.

Зарубежный университет - отличная платформа для этого, поскольку вместе с ID студент получает доступ к сети выпускников своего вуза, многие из которых - успешные люди, которые с благосклонностью смотрят на молодых ребят, начинающих путь, который они сами, возможно, проделали много (или не очень много) лет назад. 

Но поскольку наши ребята сильно недооценивают важность создания профессиональных связей в новой стране, они теряют эту возможность. А связи, наработанные дома, чаще всего НЕ имеют ценности при запуске карьеры за границей.



4. “Потеря” заслуг при пересечении границы


Профессиональные и другие заслуги, обретенные в русскоязычных странах, весят значительно меньше в более развитых экономиках. 

Если молодой профессионал в 26 лет управлял командой из 20 человек, скажем, в Англии, он будет автоматически переведен в разряд молодых управленческих талантов в понимании многих работодателей этой страны, рассматривающих его резюме. Если же в те же 26 лет наш герой  управлял тем же коллективом в Нижнем Новгороде, это факт, скорее всего, будет пропущен, как не имеющий значительного веса из-за невозможности валидации ценности этого опыта потенциальным работодателем на Западе. 

Если студентка окончила Вышку с Красным дипломом, этот факт будет безоговорочно признан многими работодателями на родине, но, скорее всего, почти не впечатлит потенциальных работодателей в США.

Эту сложность можно и нужно решать двумя способами. Первый - объяснить аудитории, мало знающей социально-экономические реалии твоей страны, что именно ты делал для достижения результата, который считаешь значимым, и почему этот результат можно считать таковым. Красный диплом Вышки в резюме соискателя, можно заменить на, скажем, топ 5% лучших выпускников курса из 600 человек, 1-го университета России по рейтингу Forbes 2020.

Второй способ - обрести достижения в стране или бизнес-пространстве, где ты хочешь работать и жить. При этом твои достижения в Британии, будут скорее всего признаваться работодателями, например,  США, Канады и Австралии, странах, имеющих глубокие связи с Великобританией,  в силу единого языкового, культурного и бизнес пространства, объединяющего их.



5.Недооценка времени на поиск работы


Даже местные студенты и молодые профессионалы закладывают несколько месяцев на поиск интересной и хорошо оплачиваемой работы в своей стране. Согласно данным международного рекрутингового сайта indeed dot com, средний срок поиска работы для его пользователей составляет 9 недель. 

А студенту-иностранцу нужно не только найти работу, которая удовлетворит его цели запуска карьеры за рубежом и будет приносить желаемый доход, но и отобрать среди подходящих вакансий тех работодателей,  которые смогут спонсировать его рабочую визу, и убедить именно их.

Это условие существенно сокращает набор потенциальных вакансий и компаний для студента-иностранца, что означает - время. Если у тебя нет права работать в стране, где ты хочешь запустить свою международную карьеру, начинай поиск работы еще ДО начала магистратуры за рубежом.

К сожалению, мы часто видим, что российские студенты сначала ставят своей главной целью - поступление, затем - хорошую успеваемость на курсе, и, следуя этим

приоритетам, приступают к поиску работы лишь в конце магистерской программы, что слишком часто слишком поздно.



6.Недооценка расходов на жизнь


Многие студенты недооценивают уровень расходов на жизнь в новой стране.

Стоимость жизни студента иностранца в Европе и Северной Америке может варьироваться от ориентировочно $6000 (Чехия) до $40000 (Швейцария) в год. 

Кроме того, поиск работы в новой стране может занять до 12, а иногда и более, месяцев после получения диплома магистра. Найти интересную, хорошо оплачиваемую работу по специальности в новой стране за 3-6 месяцев - большая удача! 

Некоторые работодатели предлагают работу без или на малой зарплате во время испытательного срока, а сам испытательный срок может растянуться на 6 месяцев. 

Поэтому, если студент приступил к поиску работы лишь в конце программы магистратуры, ему нужно иметь в наличие средства минимум на 3, а лучше на 6 и более месяцев жизни в другой стране во время этого поиска. 

Увы, каждый год есть примеры, когда русскоязычные студенты, не рассчитав и не подготовив бюджет на проживание, вынуждены оставить учебу, не окончив курс, или вернуться домой сразу по его завершении, поскольку у них закончились деньги на жизнь. 

План действий должен быть следующим: пойми уровень расходов на жизнь в месяц, в стране, в которой ты будешь учиться, рассчитай бюджет, добавь в него расходы хотя бы на несколько дополнительных месяцев поиска работы, оцени общую сумму. Если есть разрыв - найди решение, как его закрыть: заработать до и во время учебы, получить кредит, взять стипендию, перенести учебу и т.д.



7.Выбор страны без понимания правил трудовой миграции


Законодательства стран, регулирующие правила студенческой и трудовой миграции, могут существенно отличаться друг от друга. 

Студенческая виза одних стран даст тебе год и более после завершения программы магистратуры для того, чтобы жить и работать там, а законы других стран требуют, чтобы студент-иностранец выехал в течение 1-3 месяцев после завершения учебы. 

Студенческая виза одних стран даст тебе право работать и зарабатывать во время учебы, а другие страны это запретят. 

Если цель студента, отправляющегося в зарубежную магистратуру, использовать ее для запуска своей международной карьеры, выбор страны должен, в том числе, основываться на знании правил студенческой и трудовой миграции, которые будут существенно влиять на его шанс остаться в этой стране для работы.



Что делать?


Чтобы войти в меньшинство тех, кому удаётся найти интересную высокооплачиваемую работу за рубежом по завершении магистратуры:


ПРИХОДИ на наш вебинар “Как запустить международную карьеру через образование за рубежом”, чтобы начать действовать сегодня.